Традиционная русская выпечка


Из истории русской выпечки

Русские праздники – всегда были удивительным сочетанием душевного подъема с простыми застольными удовольствиями. Просто угощенье всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. Просто угощение всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. И заглянув в нашу седую старину, мы порой встретим на удивление близкие нам сегодня картины.

«Охоч до праздников русский народ, и в эти две недели от Рождества вплоть до Крещения никто уже не возьмется ни за какую работу. Для большинства людей пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», — наступала пора взаимных угощений, веселья и радости.

Если с чем и согласится в этой цитате из книги 1899 года наш современник, так это насчет работы. Похоже, что многословные споры министров и депутатов, — много это или мало 10 дней новогодних праздников, — давным-давно были решены нашими предками. Традиция длительного неторопливого празднования и взаимного угощения на Рождество была на Руси незыблема.

Начиная с 1700 года благодаря указу Петра Первого (решившего ввести в России григорианский календарь) Рождество фактически слилось с празднованием Нового года. «Колядки», «колядовать» — все мы помним об этом еще древне языческом обычае. Но, конечно, на памяти современных людей колядки – это рождественские песни, это стучащиеся в дверь дети, надеющиеся получить конфеты и сладости. Впрочем, не спешите. Не все так просто. Колядки – это еще и очень простое невзыскательное кушанье, издавна выпекаемое к празднику. Сегодня оно почти забыто, но еще 200-300 лет назад его знали все. «Колядки», «калитки» или «преснушки» — род пирожков из пресного ржаного теста.

Для теста берут одну ржаную муку, или пополам с пшеничной, 2 стакана муки, 1 стакан жидкости (вода, молоко, простокваша), соль на кончике ножа. Замесить тесто и оставить на 20-30 минут «отдохнуть», прикрыв салфеткой, чтобы не обветрилось. Потом раскатать тесто в жгут, нарезать на равные части, скатать шарики и раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить начинку и защепить или загнуть края. Начинка может быть из ягод: стакан ягод (черника, земляника, малина и т. д.) 2 ст. л. сахара, а также картофеля, моркови, творога, сыра или брынзы, грибов, каши. «Колядки» выпекают при температуре 200-220 градусов. Готовые горячие пирожки смазывают растопленным маслом.

И если «колядки» и «калитки» более или менее известны, то «преснушки» — вообще для многих пустой звук. Упоминается о том, что они готовились в Ярославской губернии.

Вообще, блюда из теста – наиболее характерны для нашей исторической кулинарии. И, прежде всего, праздничной парадной. Пожалуй, ни один русский историк не останавливался столь подробно на описании нашей старинной кухни, как Николай Костомаров. В своем «Очерке домашней жизни русского народа в XVI и XVII столетиях» (1887) он дал на редкость детальные характеристики блюд нашей кулинарии, способов приготовления и обработки продуктов. О пирогах там целый раздел:

«Из кушаньев, приготовляемых из теста, занимают первое место пироги. По способу печения они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из красного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупчатая или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Вообще все русские пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, маленькие пирожками».

Слово «пряженый» незнакомо нынешнему читателю. Между тем лет 150-200 назад оно было вполне употребимым. Читаем к примеру, «Словарь Академии Российской». Так вот, «пряженый – приготовленный посредством пряжения (жарения) в масле».

Праздничные пироги – одна из лучших традиций нашей кухни. Традиций очень давних, теряющихся в веках. Особенно много выпечки приурочивалось к церковным городовым праздникам.

«Пироги пекли с разною начинкой: из яиц, капусты, рыбы, грибов рису, гороху и пр. Должно думать, что пироги с начинкой, были также кулебяки, — старинное и любимое русское кушанье, которое превосходит многих заморских выдумок по пирожной части. – Пироги сладкие, приготовлявшиеся на сахаре, с изюмом, вареньем и пряными кореньями, заменяли в то время нынешние кондитерские, и назывались левашниками. Они имели форму трубъ. – Употребляли еще пироги подовые с сахаром, мясом, яйцами, сыром, пряженые с сахаром, пряженые с сыром, пряженые кислые с сыром. – Русские весьма любили пироги, от чего произошла поговорка: не красна изба углами, а красна пирогами».

Причем, выпечка – предмет, очень связанный с областями России. Проще говоря, в каждой губернии – свои пироги. В Костромской — преженики, преженцы, для которых замешивали густую опару на дрожжах из пшеничной муки на молоке и яйцах. Их начиняли, «чинили», изюмом, рисом, рябой, яйцами и жарили в виде пирожков. Пекли пресное печенье в виде круглого кренделя – витушка, куличка, шишуля, гогуля, свертыш. И з жгутов пресного теста – печенье в виде спирали, бантов, восьмерок.

Печенье в виде птиц – жаворонки, грачи, утки, скворцы – выпекали во Владимирской губернии.

В архангельской губернии, как и повсюду, на Рождество дети ходили колядовать, за что получали шаньги и калачи. На Поморском берегу такой обход вообще назывался «шаньги славить». На Северной Двине детей угощали козулями – фигурным печеньем в виде коров, коз, других животных.

И, конечно, главный праздник для выпечки теста – масленица. Он справедливо считается одним из самых «кулинарных» во всем году. Блины, блины, блины! Пшеничные, гречневые, овсяные, пшенные, заварные, дрожжевые… Мы говорим «Масленица» — подразумеваем «блины». Эти радостные дни издавна пропитаны их вкусным запахом. Раньше, пишут в старых книжках, в воскресенье накануне сырной недели «старшие в семье женщины выходили на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и, призывая месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготовляли ее из снега».

А уж как ели блины в старину! Вот сами почитайте. Это отрывок из книги известного русского ученого-этнографа А. В. Терещенко:

«Всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковороды; блины же не больше как чайное блюдечко, тонкие, легкие и большею частью из молока и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями. В богатых домах подают к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с ней местах пекут такие же блины, и готовят вареники. Это небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени, с тою разницей, что их начиняют свежим творогом, и потом на несколько минут опускают в кипяток, вынув из воды, немедленно подают к столу горячими: их едят с маслом с маслом и сметаной. Блины подают повсюду горячими; остывшие теряют свое достоинство. Есть блиноманы, которые едят только горячие, что обжигают язык и рот, но масло смягчает их обжогу. Повсеместное подбивание блинами на масле и водкой, родило поговорку: не житие, а масленица».

Кстати, если вы обратили внимание, настоящие русские блины – гречневые. Это сегодня все мы привыкли делать их из пшеничной муки, а раньше ее использовали нечасто. Что, в общем, легко объяснимо: даже белый ситний хлеб был скорее праздничным угощением.

Ну и, конечно, привычная ассоциация – «к теще на блины». Откуда она? Дело в том, что на Руси у молодых семей, которые отделились от родителей после свадьбы, действительно была такая традиция. Тещи учили дочек печь блины. Заранее припасались все необходимые принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушка для опары. То есть должен был принести мешок гречневой муки и коровье масло. Приглашение тещи считалось за великую честь. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к возможной вражде между ним и тещей.

Впрочем, не следует считать, что блинная традиция на масленицу существовала на Руси повсеместно. Вот что отмечет та же Екатерина Авдеева (известный русский кулинар XIX века): «Не знаю, почему не вошли в употребление гречневые блины в Сибири, но только там их почти не знают, а пекут на масленице тонкие, молочные блины, аладьи, пряженики, и прежде, почти в каждом доме, кто только имел состояние, пекли хворосты, род пирожного…».

«Скажу несколько слов о любимых старинных кушаньях, которые сохранились еще и до сих пор. Одно из первых составляют гречневые блины и их отлично приготовляют в Курск, а едят с маслом, сметаною, икрою и маслинами; припечень сверху обсыпают яйцами или намазывают свежим творогом, а в пост обсыпают луком, жареным в масле, или снеткками».

Кстати говоря, это неожиданное для сегодняшнего дня наблюдение делает не только она. Конечно, блины на Руси существовали давно. Другое дело, что именно как масличное угощение они использовались далеко не всегда. Скажем больше: нет никаких письменных указаний на это до XVI века. То есть была и масленица, были и блины. Но вот об этом можно, в частности, прочесть у знаменитого русского историка Николая Костомарова (1817 — 1885):

«Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, — символом масляницы были пироги с сыром и хворосты, — вытянутое тесто с маслом. Пекли также тестяные шишки, левашники, перепечи, орешки: все эти виды подавались в масле; такие же кушанья готовились в пост с растительным маслом ».

Так что и известный всем «Домострой» (середина XVI века), и гораздо менее популярна «Роспись царским кушаньям» (1610 – 1613 года) – все это обходилось без «блинных» ассоциаций на масленицу. И тому есть простое объяснение. Дело в том, что изначально на Руси, как и во многих других странах мира, Новый год – был весенним праздником. По древней традиции, он издавна праздновался в начале марта. И в этом смысле языческая масленица (или комоедица, как она называлась тогда) просто предшествовала ему. Так на Руси продолжалось примерно до конца XV века, когда в 1492 году Великий князь Иван III, дедушка Ивана Грозного, одобрил постановление Церковного собора о переносе Нового года на 1 сентября.

Одновременно церковные власти учредили вместо языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. Даже сам термин «масленица» возникает лишь в XVI веке. Период проведения древнего славянского праздника сократился до одной недели. И она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название «сырной» или «мясопуста», предшествуя времени Великого Поста.

Таким образом, церковь, с одной стороны, «победила языческие суеверия». А с другой – сохранила народную традицию накрывать обильные столы со всевозможной снедью. Употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а также яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов. После этого масленица полностью превратилась в христианский религиозный праздник. А ее название стало соответствовать православному обычаю: мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Блины, пирожки, шаньги и ватрушки – не счесть числа всем эти названиям в русской кухне. Наша выпечка по праву завоевала совершенно отдельное место в отечественной кулинарии. И одновременно сделала эту нашу кулинарию абсолютно уникальной страницей в книге мировой гастрономии.

www.ababilova.com

Вкусная история появления русских пирогов!

Пироги испокон веков считались символом семейного благополучия и достатка. Для их приготовления использовалась самая разнообразная начинка, но пеклись они всегда непременно с душой.

Историки предполагают, что изначально пеклись высокие, закрытые пироги исключительно с мясной начинкой. При этом корочка пирога выполняла функцию своеобразной формы, и зажаривалась специальным образом до такой степени, что не употреблялась в пищу. Принято считать, что впервые пироги выпекались в Древней Греции, но изображения похожих праздничных угощений в то же время есть и в гробнице величайшего египетского правителя Рамзеса II. Римские блюда в древности готовились с рыбной начинкой и с начинкой из морепродуктов. Это позволяет считать пироги интернациональным блюдом, но в кухне каждого народа они имеют отличительные черты и собственные традиции приготовления. Первые рецепты пирогов стали появляться только в 16 веке, однако их история началась более двух тысячелетий назад.

Русские пироги

Русский народ прославился своей широкой душой, и русские традиционные пироги ей под стать. Впервые об этом блюде в русской кухне упоминал в своих заметках известный немецкий путешественник Адам Олеарий. Он был поражен незабываемым вкусом русских пирогов и их невероятным разнообразием, но больше всего путешественника впечатлила русская традиция готовить эти угощения для своих гостей, чтобы выразить им особое почтение и внимание. Действительно, русская кухня отличается невообразимым разнообразием пирогов и изобилием вкусов. Ни у одного народа не существует такого количества форм и вариантов теста, как в России. А в начинку здесь идут совершенно любые продукты, которыми богата русская природа.

В давние времена пироги относились исключительно к праздничным блюдам. Это характеризуется и самим названием угощения, ведь в слове «пирог» практически тот же корень, что и в словах «пир» и «пиршество». Любой праздник не проходил без пышных пирогов на столе, и для каждого торжественного случая готовился соответствующий вид этого блюда.

Для именин главным угощением всегда был капустный пирог. Крещенский пирог выпекался в форме креста, а в него по традиции клали «на счастье» монетку или небольшую пуговицу.

Христиане на Руси особо относились к именинам, и этому празднику были характерны особенные традиции. Для их празднования было принято готовить много разнообразных пирогов, включая как соленые, так и сладкие. Готовые угощения рассылали в качестве приглашения всем близким и родным людям. Для крестных пеклись сладкие пироги, что символизировало особое отношение к ним, а в центре стола виновника торжества обязательно должен был стоять каравай. Его разламывали в завершение празднества над головой именинника, что символизировало пожелание всех гостей ему благополучия и достатка.

Пироги на столе являлись признаком изобилия в доме, и девочек с самого раннего возраста учили их готовить. По старому обычаю девушка на второй день после свадьбы должна была испечь для своих гостей пирог. Это демонстрировало ее мастерство и указывало на хозяйственность.

Постепенно присутствие пирогов стало привычным не только на праздничном, но и на повседневном столе. Для их приготовления традиционно используются любые продукты, которые ежедневно употребляются каждым человеком. Особенно популярными стали пироги небольших размеров — пирожки. Их популярность связана в первую очередь с практичностью. Большие пироги, испеченные для всей семьи, требовали употребления по особенным традициям. Право отломить первый кусок принадлежало самому старшему мужчине в семье, далее шли мужчины младше, а в последнюю очередь еда доставалась детям и женщинам. Со временем это стало неудобно, и женщины начали готовить миниатюрные пирожки. Их было удобнее есть, к тому же выпечку компактных размеров можно брать в собой куда угодно, и пирожки с удовольствием ели дети, играющие на улице.

На Руси готовили пироги различными способами, и они были подовыми или пряжеными. Для первых использовали квасное тесто, вторые же готовились из любого, даже пресного, теста. Что касается муки для пирогов, то наиболее часто она была ржаной. Для особенных случаев использовали более дорогие сорта муки, включая пшеничную и крупчатую. Русская выпечка могла быть совершенно разных размеров, но форма пирогов традиционно была продолговатой. Начинка для скоромных блюд готовилась из любого мяса, и ее обязательно дополняли кашей.

Секреты пирогов

Любой по-настоящему вкусный и ароматный пирог имеет свои секреты, но основу любой выпечки всегда составляет тесто. Пироги получаются пышными и вкусными благодаря опаре, с помощью которой готовят тесто. Для приготовления любого пирога необходимы молоко и масло, а вот яйца используются в большинстве случае только для сладкой выпечки. Вид жира также подбирался также исходя из типа начинки для будущего пирога. Рыбные, овощные и фруктовые пироги пеклись с использованием жиров растительного происхождения, в то время как для блюд с птицей было необходимо исключительно сливочное масло.

Хорошее тесто для пирогов должно быть рыхлым. Чтобы добиться такой консистенции, необходимо давать опаре подходить несколько раз. Также пироги различаются по способу наложения теста. В зависимости от этого на такие виды выпечки, как открытые, закрытые и решетчатые пироги. Закрытые пироги, как правило, делают в том случае, когда начинка имеет свойство рассыпаться. Также закрывают в пирогах начинку из рыбы или мяса. Любые остальные виды начинки можно не закрывать. Их достаточно закрепить своеобразной сеткой из теста или вовсе оставить открытыми.

Встречаются и полузакрытые пироги, что делает этот вид исключением из общих правил. При их приготовлении начинку полностью покрывают тестом, но оно защипывается по особенному, в результате чего в центре пирога остается небольшое отверстие. Оно во время выпекания самого пирога немного расширяется, отчего часть начинки остается на виду. От того, что пирог создает впечатление расстегнутого, он получил соответствующее название расстегай. Этот вид выпечки также стал весьма популярным и полюбился своим необычным видом и небольшими размерами.

Кулебяка может полноправно называться целым произведением искусства. Для приготовления этого пирога используется самая разная начинка, а на его поверхности из теста выполняются различные узоры. Отличительной особенностью является также и конструкция начинки. Ее по количеству в кулебяке всегда должно быть больше, чем теста, в отличие от пропорций традиционных пирогов, а между ее слоями прокладываются своеобразные блинчики. Тесто для кулебяки должно отвечать двум требованиям: быть прочным и сравнительно тонким. От его прочности и способности выдержать нагрузку зависит количество слоев в кулебяке. На Руси пекли кулебяку исключительно овальной формы, а в современной русской кухне встречаются эти изделия и в форме квадрата.

Еще одним удивительным и неповторимым русским пирогом является курник. Его готовят в форме высокого конуса с отверстием на вершине, а начинкой служит непременно куриное филе и много свежего лука. Курник, как и кулебяка, имеет много слоев, проложенных тонкими блинчиками. Его делают достаточно высоким, а поверхность пирога традиционно украшают фигурками и узорами из теста. Для создания такой сложной конструкции требуется много времени и сил, однако это того стоит. Курник отличается невероятными вкусовыми качествами, и в давние времена ни одна свадьба не обходилась без этого величественного праздничного пирога.

Традиции русского обеда предполагают определенную очередность и смену блюд. Пирогам в этой череде яств и угощений также отводилось свое время. Изначально пироги было принято подавать после горячих мясных, рыбных блюд и каш. Со временем место пирогов было следующим за первыми и вторыми блюдами. Во второй половине 19 века традиционно стали угощать слоеными пирогами, которые подавали к супам. Присутствие пирогов на столе во время завтраков и ужинов стало наблюдаться уже в 20 веке. Сладкую выпечку обычно подают к чаю.

На разнообразие и рецептуру пирогов никоим образом не повлияли обычаи зарубежной кухни, и сегодня русские пироги относятся к блюдам национальной кухни.

Попробуйте наши пироги! Мы следим за качеством нашей продукции и никогда не экономим на начинке!!!

Темы статьи:

русские пироги

www.piroginavdnh.ru

Традиционная русская выпечка: Ватрушки

Рецепт ватрушек с творогом

2015-08-09 19:11:35

  1. 258г муки (110г для опары, 140г для теста, 8г для начинки),
  2. 120г сахара (60г для теста, 60г для начинки),
  3. 2г соли,
  4. 2 яйца (1 белок для теста, 1 желток для начинки, 1 яйцо для смазывания),
  5. 6г свежих дрожжей (4г для теста, 2г для опары),
  6. 80мл воды,
  7. 63г сливочного масла,
  8. 250г творога,
  9. 0,5 пакета ванильного сахара.

  1. Приготовить опару. Смешать 110г муки, 2г дрожжей, 80мл теплой воды. Тщательно перемешать и оставить в теплом месте на на 4,5 часов.
  2. Приготовить тесто. Добавить в опару растопленное масло, соль, сахар, белок, муку, дрожжи (предварительно развести в небольшом количеств е теплой воды). Месить тесто в течение 15 минут (делать это лучше миксером с использованием специальной насадки для теста). Накрыть тесто пленкой таким образом, чтобы они не соприкасались. Оставить на 2 часа.
  3. Сформировать ватрушки. Разделить тесто на кусочки по 50г. Сформировать из них шарики. Сделать выемки для творога с помощью стакана (предварительно его посыпать мукой). Оставить ватрушки на 30 минут, чтобы тесто еще раз поднялось.
  4. Приготовить начинку. Взбить блендером творог, 8г муки, 60г сахара, 1 желток.
  5. Запечь ватрушки. Включить духовку на 230 градусов. Ватрушки смазать яйцом и добавить в каждую из них творожную смесь. Еще раз смазать яйцом. Выпекать в течение 10-15 минут до золотистого цвета.

Секреты гастрономии https://sgastronomy.ru/

sgastronomy.ru


Смотрите также


Поделились рецептом