Шаг 1
Рис тщательно промыть в нескольких водах. Залить свежей водой, немного подсолить и оставить на 3 часа. Мясо и курдючное сало нарезать очень маленькими кусочками. Печенку порезать тонкими ломтиками.
Шаг 2
Опустить печенку на 30 сек. в кипящую воду, отбросить на дуршлаг и нарезать так же мелко, как мясо и сало.
Шаг 3
Разогреть казан или толстостенную кастрюлю, влить масло, добавить курдючное сало и обжаривать до появления шкварок. Шкварки удалить. Порциями выкладывать мясо, обжаривать на сильном огне, пока мясо не станет светлым. Добавить печенку и готовить 4 мин.
Шаг 4
Всю зелень вымыть, обсушить и измельчить. Лук очистить и нарезать полукольцами. Добавить в казан зелень, готовить 2 мин., постоянно помешивая. Влить 1 л кипятка, посолить, поперчить. Уменьшить огонь и тушить 40 мин. Увеличить огонь и, как только бульон закипит, добавить лук.
Шаг 5
Рис еще раз промыть и выложить в кастрюлю ровным слоем.
Шаг 6
Через шумовку влить кипяток. Он должен покрывать слой риса на 2 пальца. Как только вода уйдет с поверхности риса, постепенно уменьшать огонь. Варить до готовности риса. Снять с огня, перемешать. Разровнять поверхность, накрыть тарелкой, затем крышкой и дать настояться 20 мин.
ЕВРЕИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Еврейских ребенка со своим учителем в Самарканде
Приблизительно 93 000 евреев проживали в Узбекистане, когда он стал независимым в 1991 году. С тех пор многие из них эмигрировали в Израиль и другие страны. По оценкам, 6000 ашкенази и 2000 бухарских евреев остаются сосредоточенными в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и Ферганской долине; однако еврейское население продолжает сокращаться из-за эмиграции.В 2000-е годы в Узбекистане было от 15 000 до 20 000 евреев. По данным Государственного департамента США: в еврейской общине не было раввинов, потому что у них не было синагог в восьми различных административных единицах, и поэтому они не соответствовали требованиям для зарегистрированного центрального офиса. Министерство юстиции аккредитовало раввина общины в 2012 году, после четырехлетнего перерыва, и с тех пор возобновило его аккредитацию.
Евреи в Узбекистане делятся на две отдельные группы: более религиозная и традиционная бухарская еврейская община и более прогрессивная ашкеназская община европейского происхождения.Большинство узбекских евреев теперь являются ашкеназами из-за иммиграции бухарских евреев в Израиль и США. В Узбекистане 12 синагог. [Источник: Википедия +]
В Долине шесть синагог. Несколько сотен евреев проживают в Фергане, Намангане и Коканде, всего около 800 человек в этом районе. Семен Абдурахманов, глава Ферганской еврейской общины, сказал, что самая большая проблема, с которой сталкивается еврейская узбекская община, - это экономика. Во время андижанской резни в мае 2005 года посольство Израиля в Ташкенте попросило Абдурахманова составить списки евреев «на случай, если возникнет необходимость в переброске людей в Израиль»."+
Еврейское население Узбекистана (тогда известного как Узбекская ССР) почти утроилось в период с 1926 по 1970 год, затем медленно уменьшилось в период с 1970 по 1989 год, после чего последовало гораздо более быстрое сокращение с 1989 года, когда начался крах коммунизма. В период с 1989 по 2002 год более девяноста процентов еврейского населения Узбекистана покинули Узбекистан и перебрались в другие страны, в основном в Израиль. +
Почти все евреи Средней Азии, включая бухарских евреев, уехали.Большинство уехало в Израиль. Некоторые из узбекистанцев поехали в Алматы, Кзыл-Орду, Бишкек и Токмак в Казахстане и Кыргызстане.
По данным Государственного департамента США: «Еврейские лидеры сообщили о высоком уровне принятия в обществе. Сообщений об антисемитских актах или формах дискриминации в отношении евреев не поступало. Еврейская община не смогла выполнить требования по регистрации, необходимые для централизованно зарегистрированной организации, но было зарегистрировано восемь еврейских общин.По оценкам наблюдателей, еврейское население составляет 10 000 человек, главным образом в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Их количество продолжало сокращаться из-за эмиграции, в основном по экономическим причинам. [Источник: «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2014 год: Узбекистан», Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США \ * \]
Веб-сайты и ресурсы: Иудаизм Иудаизм101 jewfaq.org; Aish.com aish.com; Статья в Википедии Википедия; Тора.org torah.org; Хабад, org chabad.org/library/bible; Религиозная терпимость Religioustolerance.org/judaism; BBC - Религия: иудаизм bbc.co.uk/religion/religions/judaism; Британская энциклопедия, britannica.com/topic/Judaism; Виртуальная еврейская библиотека jewishvirtuallibrary.org/index; Институт еврейских исследований Йиво yivoinstitute.org; История евреев: Хронология истории евреев jewishhistory.org.il/history; Статья Википедии Википедия; Ресурсный центр еврейской истории динур.org; Центр еврейской истории cjh.org; Jewish History.org jewishhistory.org; Музей Холокоста ushmm.org/research/collections/photo; Еврейский музей в Лондоне jewishmuseum.org.uk; Интернет-справочник по еврейской истории sourcebooks.fordham.edu; Полное собрание сочинений Иосифа Флавия в Эфирной библиотеке христианских классиков (CCEL) ccel.org
Бухарские евреи
Бухарские евреи до 1899 г.
Бухарские евреи - это группа евреев, которые веками жили в Средней Азии и названы так потому, что первоначально жили в Бухаре на территории современного Узбекистана и были связаны с городом, когда он был столицей могущественного Бухарского ханства.Культурно и лингвистически они больше всего похожи на евреев Ирана и Афганистана. Они говорят на еврейском диалекте таджикского языка и традиционно жили в основном в Узбекистане и Таджикистане. Многие сейчас живут в Израиле. Некоторые живут в США. [Источник: Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай , под редакцией Пола Фридриха и Нормы Даймонд (C.K. Hall & Company, Бостон), The New Yorker и New York Times]
Считается, что в Средней Азии проживает около 60 000 бухарских евреев.По состоянию на конец 1980-х годов их было около 30 000 в Ташкенте, 15 000 в Самарканде, 10 000 в Душанбе, 9 000 в Бухаре и небольшое количество в Коканде, Андигане, Маргелане и других городах. Бухарских евреев никогда не было больше нескольких десятков тысяч. Путешественник в Самарканд в средние века сказал, что в то время там проживало около 50 тысяч евреев. Опросы и оценки насчитали 16 000 в 1900 г., 20 000 в 1910 г., 30 000 в 1920-х, 40 000 в конце 1950-х, 50 000 в 1970-х и от 60 000 до 75 000 в 1980-х.
В Израиле проживает от 120 000 до 160 000 бухарских евреев: намного больше, чем в Узбекистане, где осталось от 1 500 до 2 000 человек. Большое количество бухарских евреев проживает в парке Рего в Квинсе. Некоторые из них - гангстеры.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «Бухара когда-то была центром Великого шелкового пути, центром исламского образования. Он также был столицей одной из старейших и самых изолированных еврейских общин в мире, которая едва пережила столетия преследований и теперь находится на грани исчезновения из-за исхода в Израиль и Соединенные Штаты.[Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г.]
Происхождение бухарских евреев
Согласно легенде, бухарские евреи произошли от десяти колен Израиля, которые были изгнаны в Ассирийскую империю в 8 веке до нашей эры. Некоторые считают, что Хабор, место, упоминаемое в Библии как убежище для евреев в то время, на самом деле была Бухарой. Ученые считают, что евреи были в Средней Азии с 6 века нашей эры. Есть свидетельства того, что евреи жили в центральноазиатских городах Балх, Хорезм и Мерв в 8-м веке, но ничего, что поддерживает связи с потерянными племенами Израиля.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «Исторически бухарские евреи были торговцами, ремесленниками и специализировались на крашении тканей. Они утверждают, что прибыли в Среднюю Азию около 500 г. до н.э. после того, как были взяты в плен ассирийцами. Советские археологи нашли доказательства этих утверждений в остатках 2200-летней синагоги на территории нынешнего Туркменистана. Они стали частью многоконфессионального населения, в котором бок о бок жили буддисты, зороастрийцы, а позднее - несторианские христиане и манихеи.Но к тому времени, когда царская Россия завоевала Среднюю Азию, они были единственным выжившим религиозным меньшинством. [Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г.]
Ранняя история евреев в Средней Азии
С VIII по XVI век бухарские евреи были частью большой группы евреев, которая распространилась по Центральной Азии, Афганистану и Ирану. Арабские источники X века описывают большое количество евреев в Средней Азии.Источники начала 11 века описывают большое количество евреев в Балхе. Во время визита в регион в 1170 году Вениамин Тудельский писал о большой еврейской общине в Самарканде.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «До и после арабских завоеваний огромный оазис, включающий Бухару и Самарканд, был частью различных иранских и тюркских государств, которые процветали за счет торговли с Китаем, Индией и Ближним Востоком, и производили такие такие известные ученые, как математик ибн Сина и собиратель хадисов аль-Бухари.Со временем евреи Бухары перешли на диалект персидского языка и использовали еврейский алфавит для написания стихов, в которых традиционная персидская поэзия сочеталась с библейскими темами, или восхваляли еврейских мучеников, убитых после отказа принять ислам. С 16 века шиитская династия в Иране изолировала бухарских евреев от других еврейских общин. [Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г.]
Согласно ирано-еврейским источникам, большое количество евреев бежало из Мешхеда в Иране в Самарканд и Балх после вторжения в Иран монголов.В 16 веке, после разрушения Самарканда, евреи мигрировали в Бухару, которая в то время утвердилась как крупная держава в регионе.
Ранняя история бухарских евреев
Строгий и жестокий исламский бухарский кнанат образовался в конце 16 века. Евреи были вынуждены жить в особом квартале под названием Старая Махалля, им запрещалось покупать лошадей у мусульман, и они должны были носить специальную одежду, чтобы их можно было легко отличить от мусульман.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «В Бухарском эмирате они были еще больше изолированы, так как суннитские эмиры были известны своей жестокостью - у одного помещали горящие угли под эшафоты, чтобы головы казненных мужчин сразу же гримасничали от палящего зноя. обезглавливание. Они обладали абсолютной властью над своими подданными-суннитами-мусульманами - и в большей степени над меньшинствами шиитов, индуистов и евреев. 10-тысячное еврейство Бухары «живет в условиях крайнего угнетения и всеми презирается», - писал Арминий Вамбери, венгерско-еврейский путешественник, посетивший эмират под видом суфийского дервиша в начале 1860-х годов - за несколько лет до царского вторжения.[Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г.]
Многие бухарские евреи были мастерами. Они работали ткачами, портными, ковровщицами, ювелирными мастерами и парикмахерами. Большинство из них занимались краской пряжи. Им удалось монополизировать это ремесло в Средней Азии. Женщины продавали хлеб за деньги и работали танцовщицами на свадьбах и других семейных торжествах как для евреев, так и для мусульман.
Преследование бухарских евреев
Бухарские евреи должны были платить особый налог, и их били по лицу каждый раз, когда они платили, чтобы унизить их.]
В 18 веке в Бухаре прокатилась волна исламского фанатизма, и против евреев была развернута кампания принудительного обращения. Многие евреи внешне исповедовали ислам, но тайно сохранили свою еврейскую веру. Их называли чала («ни то, ни то»). Другие обратились в ислам, женились на мусульманах и полностью ассимилировались.
Мировалев писал: «Мусульмане использовали принуждение и словесные уловки, чтобы обратить их в ислам, но новообращенные - получившие название чала,« ни то, ни то »- не пользовались доверием как старых, так и новых общин и жили как обнищавшие изгнанники.
Из-за этого давления и удаленности бухарских евреев от других еврейских общин иудаизм был очень близок к полному вымиранию в Бухаре и Средней Азии. В 19 веке еврейская культура возродилась под руководством Иосифа Мамона, посланника общины Цфата. Он раздобыл книги по иудаизму и обучил евреев. Еврейская община получила новый импульс с прибытием большого количества еврейских иммигрантов из Мешхеда в Иран.
Бухарские евреи под властью русских
Бухарские евреи приветствовали русских, потому что они были менее дискриминационными, чем их мусульманские правители.После прихода русских в XIX веке многие евреи мигрировали в Ташкент и Самарканд. Они процветали как капиталисты и торговцы. В эпоху погромов евреев обвиняли в «эксплуатации» местного населения, но никаких серьезных актов насилия в отношении них не совершалось.
Бухарские еврейские танцоры
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «Царская Россия превратила правителей Средней Азии в вассалов или аннексировала их земли. Еврейство Бухары приветствовало новое правление и извлекло из него большую пользу.]
Сионистские идеи прижились среди бухарских евреев. Значительное количество из них начало мигрировать в Палестину в конце 19 века. В конце 1880-х годов в Иерусалиме появился «бухарский квартал».
Бухарские евреи при советской власти
После того, как Советский Союз захватил Среднюю Азию, евреям были предоставлены те же права, что и другим людям, и многие люди с еврейским происхождением, которые раньше не называли себя евреями, начали называть себя евреями.Первоначально еврейская культура процветала при Советской власти. Сионистским обществам было разрешено образоваться. Иврит был разрешен в качестве языка обучения в школах.
Период либерализма длился недолго. В начале 1920-х сионистские группы были запрещены, и таджикский язык заменил иврит в качестве языка обучения. В конце 1920-х синагоги были закрыты. Евреям было отказано в работе по их традиционным промыслам и ремеслам, и вместо этого они были вынуждены работать в таких профессиях, как сбивание масла, ткачество и изготовление кирпича.При Советской власти сионистская идеология была осуждена, и эмиграция была остановлена. В 1960-х годах бухарские евреи были вынуждены участвовать в антиизраильских демонстрациях.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «Некоторые молодые, прозападные и светские евреи Бухары приняли коммунистическую доктрину и после большевистской революции 1917 года помогли Красной Москве искоренить то, что она называла« средневековым обскурантизмом »мусульманского образа жизни. Но Коммунистическая партия была неблагодарным партнером. В 1920-е годы были очищены тысячи богатых евреев.Многие нелегально перебрались в Афганистан или Иран, чтобы попасть в Палестину, управляемую Великобританией. 13 синагог Бухары были закрыты, свитки Торы были конфискованы, раввинов преследовали, заставляя общину проводить субботние службы и делать обрезания тайно. «За обучение меня мой учитель был приговорен к четырем годам лишения свободы, - сказал Аарон Сиянов, 80-летний бородатый раввин. [Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г.]
Бухарская еврейская таможня
Бухарская еврейская еда
Традиционный костюм бухарского еврея - длинная рубашка, брюки, халат, круглая шапка из каракульского меха с бархатным верхом и кожаные туфли.Женщины носили рубашку и майки, брюки, косынку и кожаные туфли.
Еврейские диетические обычаи, праздники и основные религиозные обряды были соблюдены. Обрезания и бар-мицвы проводились под председательством лахама , которые выполняли обязанности раввинов. В старину люди жили большими семьями. Их дома были более или менее такими же, как у мусульман, за исключением того, что не было разделения на мужскую и женскую части.
Бухарские евреи почти всегда женились на других бухарских евреях.Традиционно браки заключались с помощью сватов и предполагали уплату выкупа за невесту и большое приданое. Раньше обручение детей иногда происходило в младенчестве, а у богатых мужчин иногда было по две жены, если их первая жена была бесплодной.
Свадебные торжества включали проверку выкупа и выкупа невесты, ритуальное омовение невесты и роспись рук невесты хной. Утверждение брачного контракта состоялось во вторник, а церемония бракосочетания была проведена раввином под навесом в среду.После церемонии был большой пир.
Еврейская свадьба и брак, см. Евреи.
Миграция бухарских евреев
Бухарские евреи, одна из старейших еврейских общин в мире, находится на грани исчезновения на фоне массового исхода в Израиль и Соединенные Штаты. В 1970-е годы, когда была разрешена эмиграция, бухарские евреи ухватились за возможность уехать. Ушли около 10 000 человек, 15 процентов их населения. Еще больше осталось после того, как Горбачев пришел к власти в середине 1980-х, а Советский Союз распался в начале 1990-х, хотя дома им было позволено больше религиозных и культурных свобод.
Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «К началу 1970-х годов еврейское население Бухары достигло рекордного уровня - почти 40 000 человек проживало в Советском Узбекистане, соседнем Таджикистане и других республиках Центральной Азии. Однако в 1972 году советские власти начали разрешать репатриацию в Израиль. Впервые за столетия бухарские евреи смогли отправиться в «Землю обетованную» без риска быть порабощенными, насильственно обращенными или убитыми по пути. [Источник: Мансур Мировалев, Аль-Джазира, 6 мая 2015 г. ^^^]
«После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году эмиграция в Израиль и США усилилась, в то время как еврейские организации ринулись обучать оставшихся евреев.
Последние бухарские евреи в Бухаре
Бухарский сухот
В настоящее время в Узбекистане проживает менее 500 бухарских евреев, из них около 150 - в Бухаре, по сравнению с 50 000 в Квинсе, Нью-Йорк (по некоторым оценкам) и 100 000 в Израиле. В репортажах из Бухары Мансур Мировалев из «Аль-Джазиры» писал: «Тело было завернуто в изношенный ковер вместо молитвенной шали. Ни один родственник не проник на кладбище через ворота под лазурным куполом, увенчанным Звездой Давида.]
«Десяток человек отнесли тело и похоронили среди могил, которых сейчас больше, чем всего еврейского населения Бухары. «Нас так мало - мы должны быть внесены в список исчезающих видов», - сказал Джура Хошаев, седобородый 44-летний лидер общины. «У нас не всегда может быть достаточно людей для миньяна», службы в синагоге, требующей присутствия не менее 10 мужчин, добавил Хошаев, указав на семерых мужчин-евреев, которые собрались в одной из двух оставшихся синагог города, построенном из сырца доме. 1882 год, всего через несколько часов после похорон.
«Его замечание выглядело особенно горьким, потому что двое мужчин были израильтянами, бородатыми и одетыми в черные костюмы и шляпы, которые пришли проверить соответствие молитв и принесли кошерное вино и мацу на празднование Пасхи. Самым молодым человеком в синагоге был Сион Мататов, 21-летний мужчина, который хочет стать раввином. Для этого ему придется уехать в Израиль или Россию, потому что в Бухаре нет ешивы или религиозного учебного заведения. Его младшая сестра Анжела Мататова также выразила намерение уйти.
«Сейчас их последние дни в Узбекистане наполнены осторожным оптимизмом и относительным комфортом. Родственники в США и Израиле поддерживают их финансово, и впервые в своей истории они могут исповедовать свою веру без страха - и их дети получают образование в еврейской школе. «Думаю, мы останемся», - сказал Сиянов, сидя на залитом солнцем заднем дворе своего дома рядом с огромной клеткой, наполненной голубями, которых он разводит. «Чтобы сохранить термин« бухарский еврей », мы сделаем все возможное.
Лев Леваев, бухарский еврей, разбивший алмазный картель ДеБира
Лев Леваев - основатель и глава компании, которая является ведущим в мире огранщиком и полировщиком алмазов. Бухарский еврей, родившийся в Узбекистане, считается самым богатым человеком в Израиле. Его владения недвижимостью охватывают весь мир от бывшего Советского Союза до Европы и Соединенных Штатов. Среди его активов - железные дороги в России, 7-11 в Техасе, торговые центры в Израиле и бывшее здание New York Times на Манхэттене, которое, как говорят, стоит 525 миллионов долларов.Обученный огранщику алмазов, он вырос в бедности, эмигрировал в Израиль подростком в 1971 году и настолько уверен в своих навыках огранки и крепких руках, что провел более тысячи ритуальных обрезаний, многие из которых были совершены сыновьями служащих компании. его различные предприятия. В 2007 году он был назван Forbes 210-м самым богатым человеком в мире. Журнал оценил его состояние в 4,1 миллиарда долларов. Другие говорят, что реальная цифра близка к 8 миллиардам долларов. Он является ведущим благотворителем еврейского дела. [Источник: Зев Чафетс, журнал New York Times, 16 сентября 2007 г.]
Лев Леваев с Путиным
Некоторые считают, что Леваев сломал хребет картелю ДеБирса.Работая в офисе своей американской алмазной компании LLD USA, расположенном в алмазном районе Манхэттена, он смог добиться того, что он сделал, получив в свои руки большую долю неограненных алмазов в мире, которые традиционно были в основе Способность DeBeer сохранить свою монополию. Торговец алмазами из Тель-Авива сказал журналу New York Times: «Когда Леваев только начинал, все, что у него было, - это невероятное количество амбиций и способность понимать камень. Понимание камня - это было ключом.Сам Леваев сказал: «Я никогда не сомневался, что стану богатым. С шести лет я знал, что мне суждено стать миллионером. Я ходил с отцом в магазины, и пока он говорил о делах, мои глаза автоматически посчитал товар ".
первый большой прорывЛеваева пришел, когда он стал Сайтхолдер DeBeers-х годов, основной этап работ он достиг благодаря упорному труду и обуздывать усердие его семьи. Его второй большой прорыв произошел, когда он наладил важные контакты в России в 1989 году, когда Советский Союз распадался.Для этого ему пришлось отказаться от своего наблюдательного пункта - огромная жертва.
Леваев приехал в Москву по приглашению советского министра энергетики и смог использовать свои связи в еврейской общине для создания алмазных предприятий в России. «Когда я приехал туда, Горбачев был у власти, но было видно, что все идет наперекосяк», - сказал он журналу New York Times. В России Левид основал высокотехнологичный завод по огранке и полировке и показал россиянам, как они могут взять под контроль свою собственную алмазную промышленность.В Анголе он наладил тесные связи с президентом страны Хосе Эдуардо Дис Сантосом, который бегло говорит по-русски со времен, когда он учился на инженерных специальностях в Советском Союзе.
Торговец алмазами в Тель-Ави сказал: «Он нарушал правила, преследуя источник. Когда он добился успеха в России, а затем в Анголе, другие увидели это и внезапно воодушевились. Вот как Леваев взломал картель ДеБирса. Обладая инстинктами тигра и шаров пантеры ». Леваев сейчас возглавляет алмазную компанию сверху донизу, которая охватывает рудники в России, Анголе и Намибии, предприятия по огранке и полировке, а также торговые точки, которые продают алмазы оптом и в розницу.
Бухарские еврейские культуры живут в Нью-Йорке
Репортаж из одного из еврейских анклавов в Нью-Йорке, Пол Бергер написал в New York Times: «Любого, кто ступит с грохота бульвара Куинс в шум кошерного ресторана King David однажды вечером во вторник, можно было простить за то, что он задумался. что он или она только что сорвали свадьбу. Группа исполняла русские и американские поп-песни, в то время как мужчины в хорошо сшитых костюмах и женщины в мерцающих коктейльных платьях танцевали, скручивая запястья в воздухе и щелкая пальцами.*]
«В тесном офисе поблизости управляющий партнер царя Давида Артур Шакаров, 36 лет, объяснил, что такие пышные празднования были обычным явлением среди бухарских евреев. После распада Советского Союза около 40 000 бухарцев иммигрировали в Нью-Йорк со всех концов Центральной Азии, в основном из Узбекистана. Сообщество сосредоточено здесь, в Форест-Хиллз, Куинс. «Это то, что они делали в своих странах» на протяжении поколений, - сказал г-н Шакаров. Есть много причин, по которым бухарцы могут снимать комнату: не только для свадеб и бар-мицвы, но и для детских душ, обрезания, первых дней рождения и, «для очень религиозных», первой стрижки мальчика в возрасте трех лет.*
«Даже в мрачных случаях нужно бронировать столик в ресторане. Напротив вечеринки Эмили около 40 мужчин и женщин собрались за длинным столом под тремя люстрами. Во главе стола ритмично покачивался раввин в черной шляпе, произнося молитвы на иврите. Позади него стояла фотография сморщенного человека в белой рубашке, Соломона Коэна, который умер 24 года назад в Туркестане, на территории нынешнего Казахстана, в возрасте 85 лет. Каждый год, как сказал внук г-на Коэна Джозеф Коэн, его потомки собираются на yahrzeit - или годовщина его смерти - чтобы молиться и рассказывать анекдоты о нем.*
«Джозеф Коэн, 54-летний дедушка, сказал, что если бы не такие события, его собственные дети и внуки забыли бы свое прошлое. «Таким образом мы можем освежить наши воспоминания», - сказал он. Среди бессвязных русских сказок о жизни Соломона Коэна прибыли подносы с едой. Сначала жареная рыба в чесночном соусе, затем запеченная самса, разновидность самсы, и шашлык из баранины. Наконец, стол заполнили тарелки, полные плова - плов из риса с морковью, луком и мясом, в данном случае говядиной.*
«Около 10 часов вечера, когда пришло известие о том, что в тот вечер в семье Коэнов родился новый мальчик, и когда были обменяны объятия, наполненные слезами, служба прекратилась, и гости тихо разошлись в ночи. . В другой комнате Эмили шла полным ходом. После ее драматического появления с родителями часом ранее, под аплодисменты около 80 гостей, родственники по очереди неуверенно водили ее по танцполу и подпрыгивали на руках. После разрезания торта группа объявила, что пришло время «Джома» - традиционной бухарской одежды, предназначенной для особых случаев.Мужчины и женщины надевали яркие платья, расшитые золотом и надписью на иврите, поверх костюмов и платьев. Они снова заполнили танцпол, подняв локти и щелкая пальцами под персидскую мелодию. «Это прекрасно», - сказала мать Эмили, г-жа Аминова, глядя на нее и касаясь пальцами своей груди. «Это мое сердце. Это сердце моего мужа».
Источники изображений: Wikimedia Commons
Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, США.Правительство США, Энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, и различные книги, веб-сайты и другие публикации.
Начало страницы
& копия 2008 Джеффри Хейс
Последнее обновление: апрель 2016 г.
.Джош Тэппер
Бухарский ужин в пятницу вечером - это сложное мероприятие: тарелки карпа, залитые чесночным соусом и кинзой, жареная рыба с чесноком и грибной салат с укропом, накрывают шаббатный стол, окутанный ароматным ароматом non-toqi , широким , плоский, мацеобразный крекер. Блюда, которые почти всегда готовятся женщинами, являются проявлением излишеств, пережитком тех дней, когда большие кошерные блюда устраивались для питания семей в изолированных двориках, скрытых от соседей-неевреев.
Это была трапеза в недавнюю пятницу в доме Арсена Абрамова в Торонто, где несколько из более чем 200 известных бухарских рецептов украсили стол в Шаббат. После того, как тарелки с рыбой были убраны, жена Абрамова, Елена, принесла тарелки с начинкой из баранины самси , запеченные слоенки, похожие на индийскую самсу, и треугольное тесто под названием бичак, с начинкой из тягучей апельсиновой тыквы. Те, которые предшествовали центральному бухарскому ночному столу в пятницу: бахш , коричневато-зеленый плов - или рисовый плов - с листьями кинзы и кусками баранины, которые подавались нарезанными с бревна и неплотно упакованными в ребра жаркого. курица, где рис продолжал греться.
Плов во многих отношениях является источником жизненной силы бухарской кулинарии; В юном возрасте дети учатся черпать маслянистый рис из тарелки в ладони и сунуть кусочки в рот. По субботам можно попробовать еще два сорта: один, называемый ош-саво , с тмином, кинзой, помидорами и бараниной, и другой, халти-саво , подслащенный зеленым изюмом. Оба являются разновидностью бухарского чолента, оставленного на медленном огне на ночь в пятницу, и, как и бахш , они традиционно готовятся в хлопковом пакете, погруженном в кастрюлю с кипящей водой, метод, вероятно, заимствован из персидской и иракской кулинарии.У бухарцев «единственная еврейская кухня, в которой так много канонизированных блюд, приготовленных в хлопковом пакете», - шутит Йохай Примак, исследующий историю бухарской кулинарии в Институте Бен-Цви Еврейского университета.
Бухарцы считаются потомками вавилонских евреев, которые остались в империи после того, как она была завоевана персидским царем Киром в 539 г. до н.э., вместо того, чтобы вернуться в Иерусалим. Более двух тысячелетий эти евреи жили в изолированном регионе между северными степями Казахстана и горным хребтом Гиндукуш, в основном в бывшем Бухарском эмирате на территории современного Узбекистана.
Их уникальная культура и персидский язык, называемый бухори, были в значительной степени неизвестны до распада Советского Союза в 1990-х годах, который спровоцировал волну эмиграции на запад. По словам Сэма Клигера, директора по делам России Американского еврейского комитета, сегодня в Средней Азии остается лишь горстка бухарцев и примерно 150 000 человек живут в Израиле, Соединенных Штатах и Австрии. Из примерно 50000 человек, поселившихся в США, более 60 процентов живут в Куинсе, сосредоточенном в районе Рего-Парк, который стал эпицентром процветающей бухарской и среднеазиатской ресторанной жизни.На фоне потрясений бухарская идентичность в кухне в значительной степени сохранилась. «Это наша традиция, традиция, которой мы следуем от наших предков», - говорит Имануэль Рыбаков, профессор бухарской истории в Queens College.
Но подлинно бухарскими блюдами считаются блюда, приготовленные исключительно к еврейским праздникам и обрядам, - говорит Примак. Кухня, вообще говоря, является ответвлением пан-центральноазиатского кулинарного стиля, основанного в основном на экзотиках Шелкового пути, таких как шашлык на гриле под названием шашлык , пирожные с мясной начинкой, супы с лапшой, приготовленные вручную, и плов .В нем также присутствуют русские и мусульманские узбекские мотивы, а также, что удивительно, корейский: в 1930-х годах Сталин насильственно переселил тысячи корейцев в Узбекистан, дав бухарцам их любимый корейский морковный салат.
О том, как бухарцы разработали кухню, столь отличную от кухни своих соседей, которые обычно не готовят с рыбой или кинзой, в лучшем случае отрывочно. В островных границах Средней Азии не было необходимости систематизировать рецепты и способы питания. Ученые и обычные бухарцы не склонны теоретизировать, почему, например, бухарцы также пекут нетоки в дополнение к стандартному лепешка , пухленькому двустворчатому хлебу, повсеместно распространенному в среднеазиатской кухне.«Вы не можете спросить почему», - говорит Рыбаков, который преподает в единственном в стране колледже курс бухарской культуры. Примак, который готовит главу книги о бухарской еде и гостеприимстве, тоже в растерянности: «На чем был основан выбор ингредиентов, был ли это только вкус, это была просто традиция, существующая на протяжении сотен лет? У нас нет информации », - говорит он.
Церемониальные рецепты, которые передавались из поколения в поколение и каким-то образом пережили капризы мусульманского влияния и советской оккупации, теперь записываются: первая бухарская поваренная книга на английском языке, исчерпывающая книга Амнуна Кимягарова Классическая центральноазиатская (бухарская) еврейская кухня и Таможня, была опубликована в 2010 году.Как и положено своим корням, бухарская кухня в значительной степени основана на мясе, и вегетарианство практически невозможно. Абрамов, вице-президент бухарской общины Торонто, насчитывающей 300 семей, вспоминает один Рош ха-Шана, когда его семья зарезала барашка и подавала его мясную голову на блюде. Когда его тогдашняя 12-летняя дочь увидела безжизненные глазные яблоки ягненка, торчащие из его черепа, она решила отказаться от мяса, и это заявление заставило ее недоверчивого отца воскликнуть: «Но ты же бухарец!»
Рецепт: Бахш (зеленый плов в пакете)
Меня зовут Елена Давыдова, я учусь на четвертом курсе колледжа. В моем классе по расе и этнической принадлежности, который я случайно взял, потому что это требование для окончания учебы, я начал понимать реальный смысл того, что значит быть бухарским евреем, во всяком случае, для меня это хорошо. Мой профессор так назначил работу о том, что мы узнали в классе; Я попросил написать об этом маленьком самопознании. Я просто рад, что взял этот курс и применил его в своей жизни и прояснил некоторые сомнения относительно того, откуда я родом и что все это значит, когда я говорю: «Я бухарский еврей.» Я считаю себя бухарским евреем, а кто бухарец? Это раса или национальность? В основном это религия или культура? Это некоторые вещи, которые меня всегда интересовали о себе и о том, откуда я, но я не совсем понимал, что значит быть «бухарцем», пока я не взял класс расы и этнической принадлежности и медленно начал анализировать этот вопрос. Определение расы - это социальная группа, которая имеет аналогичное сочетание различных физических характеристик, таких как цвет кожи, форма лица или форма глаз.Что ж, бухарские евреи в целом похожи по цвету волос, глаз и кожи. Цвет кожи, как правило, представляет собой узкий диапазон «белых» оттенков; волосы обычно черновато-коричневые, цвет глаз черный / коричневый. Хотя эти характеристики очень характерны для других групп, я все же не идентифицирую их. Поэтому я рассмотрел определение этнической принадлежности, этническая группа отличается от других или сама по себе в первую очередь на основе характеристик культурного или национального происхождения, и поэтому я рассмотрел вопрос об истории и происхождении этой группы. бухарских еврея прибыли из Средней Азии, из таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан. Центром бухарских евреев в Центральной Азии, где проживало большинство евреев, был Бухарский эмират до правления Советского Союза, в настоящее время известный как Узбекистан и Таджикистан. Бухарские евреи ведут свое происхождение от израильтян, которые никогда не вернулись после того, как первый Храм был разрушен в 6 веке до нашей эры. Эта группа израильтян была отрезана от остального еврейского мира более двух тысяч лет и сумела выжить, несмотря на дискриминацию.Язык этих людей - «бухори», еврейский диалект персидского языка. «Бухори» - это смесь персидского, арамейского и иврита. Этот язык облегчал общение с соседними общинами и использовался для всей культурной и образовательной жизни бухарских евреев. Название «бухарский» использовалось европейскими путешественниками и торговцами, которые проходили через Среднюю Азию примерно в шестнадцатом веке, потому что эта еврейская община жила под Бухарским эмиратом.Бухарские евреи считали себя «Исроэль» и «Яхуди», эти термины восходят к израильтянам, чтобы напомнить им, кем они были. При мусульманском правлении бухарские евреи жили в достатке на Великом шелковом пути во втором веке. Конечно, были времена, когда правители подавляли бухарских евреев, как, например, в начале шестнадцатого века. Узбекские племена установили строгое соблюдение ислама и религиозного фундаментализма. Религия (иудаизм) была значительной частью бухарской еврейской общины, однако во время правления Советского Союза с 1917 по 1989 год бухарские евреи стали более «русифицированными», что привело к ухудшению их «еврейскости».Основным языком в домашнем хозяйстве был уже не «бухори», а русский. Когда меняется язык, следуют культура и религия. Советское правительство предприняло несколько попыток ослабить и уничтожить религиозную идеологию евреев посредством притеснения и дискриминации. Угнетение - это когда правительство осуществляет власть или власть жестоко или несправедливо, а дискриминация - это когда действия доминирующей группы оказывают различное и вредное воздействие на подчиненную группу. Мои родители, бабушка и дедушка выросли во времена Советской власти.Моя бабушка, всю жизнь проработавшая учителем в Таджикистане, работавшая на советское правительство, рассказывает мне, что пыталась облегчить жизнь своим детям, давая им русские имена вместо традиционных бухарских имен. Использование русских имен было не единственным фактором, который нужно было изменить, чтобы облегчить жизнь в бывшем Советском Союзе. Чтобы казаться более русскими и советскими, бухарцы были вынуждены закрыть свои синагоги и не могли свободно исповедовать свои культурные и религиозные верования.Бухарские евреи не могли соблюдать кошерность и даже были вынуждены изменить свои традиционные правила. В период с 1920-х по 1930-е годы тысячи евреев по всему Советскому Союзу (не только бухарцы) были фактически угнетены; их имущество было конфисковано, многие были арестованы и репрессированы. Некоторые бежали (часто пешком) на Святую землю, у бухарских евреев было там свое место под названием Бухарский квартал (Шхунат Бухарим), который стоит и сегодня.Я не могу сказать, что бухарские евреи в целом выступали против советского режима, но некоторые действительно пытались пассивно сохранить культуру, чтобы их дети не забыли, кто они и откуда пришли. Часто этих людей ловили и наказывали, например, мой прадед, который отсидел 15 лет в тюрьме. Его поймали и посадили в тюрьму на 7 лет, он вышел и продолжил следовать еврейским обычаям в синагоге. В то время он был раввином и не хотел, чтобы его дети забыли свою религию.Его снова поймали на преподавании иудаизма, и он провел еще 8 лет в советской тюрьме. После распада Советского Союза и на протяжении 1990-х годов произошла огромная иммиграция в США и Израиль, а также в другие части мира. Около 150 000 бухарских евреев иммигрировали в Израиль и около 50 000 переехали в Соединенные Штаты. По сей день осталось около 2000 бухарских евреев в Узбекистане и тысяча в Таджикистане; в основном старшие, которые не хотели проходить иммиграцию.Большая часть иммиграции была добровольной, главным образом потому, что в 1989 году конгресс Соединенных Штатов определил советских евреев и христианские меньшинства как категорию, имеющую право на въезд в Соединенные Штаты как беженцев, если они могли заявить о достоверном страхе преследований. Поскольку бухарские евреи жили в странах, где резко вырос национализм, шовинизм и ксенофобия, они смогли мигрировать в Соединенные Штаты со статусом беженцев. В Таджикистане, откуда я иммигрировал, была гражданская война, которая разразилась после распада Советского Союза.По сути, нормальный образ жизни стало невозможно поддерживать, и это было главной причиной, по которой моя семья бежала. По прибытии в Соединенные Штаты бухарские евреи, а также другие группы из бывшего Советского Союза получили помощь от правительства и других частных еврейских организаций. Некоторые из этих организаций - Еврейское иммиграционное общество (HIAS), Нью-Йоркская ассоциация новых американцев (NYANA) и другие организации, такие как United Jewish Appeal (UJA).Эти организации предоставили деньги, приют, еду, курсы английского языка и эмоциональную поддержку новоприбывшим, чтобы они могли легче ассимилироваться. После этих организаций была еще одна форма помощи бедным в виде общественной помощи (социального обеспечения). Это было очень чуждо моим родителям. Они не могли поверить, что эта страна будет настолько щедрой, чтобы принять нас и дать нам столько шансов на успех. В настоящее время большинство бухарских евреев проживают в Нью-Йорке, но есть также некоторые бухарские общины в Аризоне, Калифорнии, Джорджии, Коллорадо и Флориде. Культура - огромная часть жизни бухарского еврея. У бухарцев свой язык, музыка, искусство, литература, одежда и еда. Уникальные блюда - большая часть культуры. Каждая бухарская еврейка и даже некоторые мужчины умеют готовить эти бухарские блюда. Фактически, до того, как девушка выйдет замуж, традиционно говоря; она должна научиться готовить все эти блюда для своего мужа. Как способ сделать его счастливым, в конце концов, распространено мнение, что прямой путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.Это важнейший критерий хорошей бухарской жены. Многие девушки в Америке, в том числе я, возражают против этого критерия быть хорошей женой, но многие понимают, что это часть нашей культуры и то, что делает женщин такими уникальными по-своему. Некоторые из блюд - это узбекский плов - плов из риса с морковью и нутом, ароматный тмином, шашлык из ребрышек ягненка; Чебуреки, которые выпекаются в бухарской пекарне «Тандури»; Круглый хлеб, который является традиционным хлебом; Бахш - субботнее блюдо из риса и зелени, и шурпа - овощно-говяжий суп.Традиционная музыка называется Шашмаком, это ансамбль струнных инструментов, наполненный центральноазиатскими ритмами и мелодиями, элементами клезмера и даже несколькими испанскими аккордами. Дойра - это инструмент, барабан, на котором играют руками; этот инструмент используется на торжествах. У бухарских евреев был свой дресс-код, похожий, но отличный от других культур (в основном монголо-тюркских культур), проживающих в Средней Азии. Джома, традиционный халат, украшенный золотым орнаментом, мы используем его на свадьбах. Бухарские евреи ассимилируются в основную американскую культуру, но все еще остаются верными своим корням. Образование - основная цель каждого ребенка, и тюремное заключение - стать юристом или врачом - чаще встречается среди более молодого поколения. Почти каждый, кого я знаю (который является бухарским евреем), будет иметь хотя бы какое-то высшее образование, но есть часть молодежи, которая не имеет образования. Не существует семейной ассимиляции, нет значительных смешанных браков с другими неевреями, даже с другими еврейскими группами.Брак с другой еврейской группой - это то, что не предлагается, но это не то, на что смотрят свысока. В настоящее время в бухарской общине растет число браков с другими еврейскими группами, но это не имеет большого значения, по крайней мере, на данный момент. В Куинсе, Рего-парке и Форест-Хиллз, где проживает большинство бухарских евреев Нью-Йорка, есть полоса на 108-й улице, которая, как известно, является центром общины, также часто именуемой «Бухаристан».Еще одно прозвище 108-й улицы Форест-Хиллз - «Бухарский Бродвей». Первоначально эта полоса была заполнена бухарцами, магазинами и ресторанами, теперь она распространилась на другие части Квинса, Бруклина и довольно скоро на Манхэттене. Бухарские евреи медленно продвигаются к этой «американской мечте» и создают совершенно новую общину, строя новые синагоги, центры, школы, музеи и другие учреждения бухарского наследия. В 2005 году, в Рош ха-Шана, праздник еврейского Нового года, бухарская еврейская община в Квинсе отметила открытие Бухарского еврейского общинного центра.Теперь существует официальная организация, которая в дальнейшем позволит бухарской еврейской общине сблизиться и сохранить бухарскую идентичность в Америке. Также издается несколько газет и журналов для населения Бухарии. Газета Bukharian Times и журнал «Дружба» настолько популярны, что в каждом бухарском доме есть хотя бы один экземпляр. Надежда (Надежда) и Женский мир (Женский мир) - журналы, в которые моя тетя время от времени публикует свои статьи.Это всего лишь несколько способов, которыми наша бухарская еврейская община сплачивается, обсуждает и передает информацию о праздниках, особых случаях, открытиях бизнеса, политике и даже сплетнях с остальной частью общины. Многие бухарцы, выходцы из бывшего Советского Союза, выбрали профессию в чем-то, в чем они обладали навыками, например, в ремонте обуви, переделке обуви, парикмахерах и других небольших частных предприятиях. Многие бухарские евреи имеют «одну интеллектуальную» работу и «одну простую» работу, так что однажды им будет чем отступить.Однажды вас могут выгнать из страны, в которой вы живете, и полученное вами образование не будет иметь значения в другой стране, поэтому вы должны найти другой способ прокормить свою семью с помощью «простой» работы. Когда мы приехали в Америку, мой отец легко нашел работу, потому что у него были навыки ремонта обуви. Он был обувщиком в Советском Союзе, а здесь он занимается ремонтом обуви. Однако моя мама, у которой была более «интеллектуальная» работа, не могла найти здесь такую же; ей пришлось вернуться в школу благодаря моему отцу, который дал ей возможность сменить карьеру из экономиста на программиста.Многие молодые бухарские евреи сегодня ходят в школу, но в то же время осваивают другие навыки, например, парикмахерское дело, по той же причине, чтобы иметь чем заняться. Может быть, именно эта идеология и является причиной того, что бухарцы на протяжении стольких столетий выдерживали испытания. Есть очень известные и очень успешные бухарские евреи, которые взаимодействуют с американской культурой, например, Джейкоб «Ювелир» Арабо, известный ювелир, и Лев Леваев, бизнесмен-миллиардер и президент Всемирного конгресса бухарских евреев.Есть артисты, известные во всем азиатском и западном мире. Например, Джон Сафран - австралийский комик; Рена Галибова - советская актриса, а Барно Исхакова - национальная актриса Таджикистана. Стереотип - проблема, с которой сталкиваются многие бухарские евреи. Стереотип - это чрезмерное обобщение этнической или расовой группы, выходящее за рамки существующих доказательств. Некоторые из этих заблуждений или чрезмерного обобщения - это злоупотребления в семье, недостаток образования или интеллекта, ультраконсервативный менталитет, дешевизна, давние традиции договорных браков и приемлемых отношений между мужчинами и женщинами, например, когда мужчины возглавляют домашнее хозяйство, а женщины занимают подчиненное положение. роль.Однако есть и положительные сверхобобщения, потому что бухарцы очень ориентированы на семью, они очень уважают родителей и старших и склонны держаться вместе. Я, молодая бухарская еврейка, очень этим горжусь. Я узнал, что быть бухарцем - это не просто религия, культура или наследие, а все это вместе взятые. Все это часть одного дерева, весь фундамент восходит к семенам этого дерева. Прочная основа - это культура, наследие и, конечно же, религия.Все эти три основных фактора помогли сформировать друг друга. Произошел целый эволюционный процесс, в результате которого образовался очень уникальный народ. Без одного фактора ничего не могло бы произойти. Важнее всего то, что в наши дни, живя в Соединенных Штатах, бухарская культура и традиции никогда не могли быть сохранены в полной мере. Это было бы очень иррационально и нереально, ведь мы, бухарцы, живем и учимся в совершенно другом мире и совершенно других людях.Нам пришлось научиться адаптироваться, чтобы по-настоящему ассимилироваться в Соединенных Штатах. Я точно знаю, что мои дети, которые родятся и вырастут в Соединенных Штатах, унаследуют многое от своих предков вместе с некоторыми частями традиций и культуры в целом, но, помимо всего прочего, мои дети будут взять многое от своих родителей, которые на самом деле жили здесь достаточно долго, чтобы получить более широкую форму и очертания горизонта, который будет только жить и процветать и будет передаваться будущим поколениям через много лет; в конце концов, это цикл жизни, и мы живем и переживаем его. |
НЬЮ-ЙОРК - Рестораны на Бухарском Бродвее, широком бульваре в Квинсе, Нью-Йорк, переполнены.
В Da Mikelle, одном из многих кошерных заведений бухарской кухни, семьи заполняют столовые, чтобы отметить праздник юшво , годовщину смерти любимого человека.
Дальше по дороге синагога и общественный центр Бет-Гавриэль скрыты лесами и строительными конусами.Внутри десятки мужчин сидят поздно вечером в понедельник, сгорбившись над томами Талмуда и Торы, их оживленная беседа заполняет учебный зал. В главном святилище на полках стоят молитвенники и Библии в переводе на иврит и русский язык. После завершения строительства в общине появится новый многоцелевой центр, который будет включать в себя ритуальные ванны миквы, расширенные молитвенные комнаты и помещения для проведения мероприятий.
Получайте ежедневное издание The Times of Israel по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости Бесплатная регистрация
«В Шаббат у нас четыре миньяна [молитвенных кворума] - три из них - молодежные службы», - хвастался Янив Мейров, исполнительный директор подразделения Chazaq по программированию и обучению взрослых Бет Гавриэль.
Строительство, шумные рестораны и оживленные учебные занятия - все это признаки растущего размера и значимости бухарской еврейской общины Нью-Йорка.
«30 лет назад у нас была только одна синагога. Сейчас у нас их 40 », - сказал Рафаэль Некталов, главный редактор общедоступного еженедельника Bukharian Times. «В то время как другие евреи, жившие здесь, перебрались в Лонг-Айленд или Майами, бухарские евреи спасли лицо ортодоксальных евреев в Квинсе».
Слева направо: директор по программированию синагоги для подростков Янив Мейров, прихожанин Симха Мушаев и раввин Илан Мейров взволнованы расширением своей синагоги, Центра бухарских евреев Бет Гавриэль, в Квинсе, Нью-Йорк.(Рэйчел Делия Бенаим)
Когда-то зародившаяся бухарская община в Нью-Йорке сейчас составляет самую большую концентрацию бухарских евреев за пределами Израиля: по оценкам лидеров общин, в Квинсе проживает около 50 000 членов. У них есть свои школы, рестораны, музей, газета и кладбище. В апреле планируется запустить общественную радиостанцию.
Только в Квинсе есть полдюжины бухарских школ, не считая обычных еврейских дневных школ с большим количеством бухарских учащихся.В школе Бет Гавриэль, Шаарей Цион, учится более 600 учеников. Средняя школа для мальчиков трещит по швам, а средняя школа для девочек откроется в следующем году.
Рост приводит к еще одному серьезному изменению в сообществе. Бухарская еврейская община, давно отмеченная замкнутостью, строит новые мосты с более широкой американской еврейской общиной, пытаясь противостоять новому набору проблем. В то время как поколение назад основной проблемой новой иммигрантской общины было приспособление к жизни в Америке, сегодня община сталкивается с проблемами, как сохранить свою еврейскую идентичность, оплачивать дневную еврейскую школу и поддерживать интерес детей, пока их родители на работе.
Иллюстративное изображение: женщина слушает пение учеников в еврейской школе в Бухаре, Узбекистан, 9 сентября 2016 г. (Cnaan Liphshiz / JTA)
«Здесь, в Соединенных Штатах, у нас есть свобода слова, свобода вероисповедания - везде есть свобода», - сказал 34-летний Имануэль Рыбаков, молодой руководитель общины, который ведет курс иудаики в Куинс-колледже под названием «История и культура бухарцев». Евреи ».
«Мы успешно интегрируемся в американское еврейское общество», - сказал Рыбаков.«Но в то же время мы теряем большую часть нашей этнической культуры, основанной на обычаях и культуре Центральной Азии».
Бухарские евреи получили свое имя и отличительную культурную самобытность от Бухарского эмирата, который когда-то простирался на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Большинство бухарцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты, прибыли из Узбекистана, и многие из них были выходцами из города Бухара, который ранее был частью Персидской империи.
Иллюстративно: женщина посещает главную синагогу Бухары, Узбекистан, с сыном в оранжевой рубашке, его другом и двумя мусульманскими смотрителями, 9 сентября 2016 г.(Cnaan Liphshiz / JTA)
Утечка бухарской иммиграции в Нью-Йорк началась в начале 1970-х годов, но после распада Советского Союза она превратилась в волну, превратив часть Квинса в особый этнический анклав, теперь более широко известный как Квинсистан. Вывески многих магазинов в Форест-Хиллз и прилегающем районе Рего-парка написаны на английском и русском языках. Многие члены общины говорят на бухарском, персидском диалекте, помимо русского.
Синагога - это место совместной жизни многих евреев-сефардов.Среди многочисленных бухарских синагог в Квинсе есть дома, переделанные в синагоги, и миньяны, которые собираются в частных домах. Хотя многие бухарские евреи в Соединенных Штатах не являются строго православными, они в подавляющем большинстве являются традиционными и предпочитают православные синагоги неправославным.
«Бухарские евреи лишились своей религиозности, но, приехав в Америку, они ухватились за традиции»
«Бухарских евреев лишили религиозности в бывшем Советском Союзе», - сказал Меиров.«Но когда они приехали в Америку, они держались традиций».
Возможно, больше всего на свете сплоченное сообщество скреплено узами брака. Немногие выходят замуж за пределами бухарской общины, а брак по вероисповеданию чрезвычайно редок.
«Мы все друзья, мы все семья», - сказал раввин Илан Мейров, старший брат Янива и один из раввинов в Бет Гавриил.
В последние годы нагрузка на сообщество возросла. С их растущим еврейским студенческим контингентом община испытывает стресс из-за платы за обучение в приходской школе и озабоченности по поводу участия молодежи.Растет озабоченность угрозой злоупотребления наркотиками и алкоголем - проблем, которых не существовало в Бухаре, говорят члены общины. По словам Некталова, редактора газеты, несколько недель назад четыре молодых человека из общины умерли от передозировки наркотиков.
Эти вызовы побудили бухарскую общину как никогда раньше смотреть вовне. В 2013 году Еврейская ассоциация по уходу за детьми помогла запустить программу под названием «Молодой бухарский институт лидерства», чтобы помочь студентам бухарских еврейских колледжей и молодым специалистам развить лидерские качества и навести мосты к более широкой еврейской общине.
Бухарский миллиардер Лев Леваев (в центре) пишет в свитке Торы с раввином Элиягу Яаковым (справа) и тогдашним министром обороны Израиля Моше Яалоном в Иерусалиме, 23 марта 2014 г. (Израиль Барддуго / Всемирный конгресс бухарских евреев / JTA)
В прошлом году Бет Гавриил стала второй бухарской синагогой, присоединившейся к сети православных общин Союза православных; Кехилат Сефардим из Ахават Ахим присоединился к нему в 2014 году. ОУ также стремится расширить отношения между бухарской общиной и Национальным советом молодежи синагоги, подразделением молодежного программирования ОУ, известным под аббревиатурой NCSY.В марте бухарские евреи впервые присоединились к ежегодной лоббистской поездке ОЕ в Олбани, столицу штата Нью-Йорк, чтобы отстаивать важные для их сообщества вопросы.
«Обслуживание синагоги - это всего лишь путь к доступу к разнообразным программам, которые предлагает ОУ», - сказал Иегуда Фридман, региональный директор ОУ Квинс.
На политическом фронте лидеры бухарских евреев сформировали свою собственную лоббистскую группу, Альянс бухарских американцев, чтобы представлять интересы общины в местных органах власти и власти штата.Цель состоит в том, чтобы группа была голосом всех бухарских американцев - не только в Нью-Йорке, но и для растущих бухарских общин в Аризоне, Колорадо и Флориде.
Бухарская еврейка представляет свою кухню на мероприятии общины в Кирьят-Гате, Израиль, 3 ноября 2014 г. (любезно предоставлено Bukharim.com/JTA)
Цели альянса - получить государственное финансирование для еврейских школ, обеспечить грантовое финансирование внеклассных программ, получить финансирование для общинных центров и учебных заведений бухарских евреев, а также «защитить безопасность и благополучие Государства Израиль», согласно официальному заявлению. заявление о миссии.
«Мы должны сделать так, чтобы наш голос был услышан в политическом мире», - сказал Симха Мушаев, лидер общины, входящий в комитет политических действий.
Основной головной организацией общины является Конгресс бухарских евреев США и Канады.
Мори Литвак, директор отдела адвокации O.U. Teach-NYS, тесно сотрудничал с Альянсом для бухарских американцев в рамках адвокации в дневных школах. Он отметил, что сообщество быстро мобилизуется и привлекает выборных должностных лиц.
«Мы рады строить это партнерство с сообществом, которое одновременно укоренено в традициях, а также ориентировано на будущее и инвестирует в свое будущее», - сказал Литвак.
(Эта статья была спонсирована и подготовлена в партнерстве с Ортодоксальным союзом, крупнейшей в стране объединяющей ортодоксальной еврейской организацией, занимающейся вовлечением и укреплением еврейской общины и служением голосом ортодоксального иудаизма в Северной Америке.)